Пропитки своими руками

Главная Форумы Профессиональные секреты Пропитки своими руками

Помечено: ,

В этой теме 0 ответов, 1 участник, последнее обновление  Arc 3 мес., 3 нед. назад.

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
  • Автор
    Сообщения
  • #2052

    Arc
    Хранитель

    Мастики и пропиточные масла для резных работ

    Помню свою первую работу, ещё мальчишкой вырезал птичку, зяблика из липового чурбачка. Чтобы придать более привлекательный внешний вид работе, покрыл масляным лаком в несколько слоёв. Заблестело…

    Наверное, и лакированные вещи должны быть, но когда я увидел вощёные изделия, я отказался от других видов обработки. Воск подчёркивает дерево, проявляя всю его красоту, в то же время не «режет» глаза своим ненатуральным блеском, как лак. Впрочем, сейчас есть лаки на водной основе, которые смотрятся очень достойно. Но, на мой взгляд, пока лучше воска ещё ничего не придумали.

    Но вощение мягких пород деревьев, таких как липа, ольха, осина представляет определённую сложность. Чтобы добиться приятного матового блеска, нужно затратить много сил и времени.

    Когда я столкнулся с этой проблемой, стал искать варианты решения. Вначале пропитывал изделие обычным подсолнечным маслом, высушивал, если требовалось, пропитывал несколько раз. Затем начинал вощить. Результаты получались очень хорошие.

    Но пропитывать свои работы обычным растительным маслом мне показалось неинтересным. Начались эксперименты с различными добавками. Настаивал масло на всевозможных травах и корнях. В конце концов, методом проб и ошибок нашёл для себя несколько рецептов.

    Пропиточные масла

    В этой статье я не буду приводить самые сложные свои находки, и у меня должна остаться какая-то тайна. В то же время, вот несколько несложных, но не менее эффективных рецептов. Для приготовления пропитки можно использовать любое растительное масло. Идеальный вариант — это льняное масло.

    1. Мятное масло
    100 г сухих листьев мяты нужно измельчить в порошок, засыпать в стеклянную посуду, залить 500 мл растительного масла, закрыть крышкой, хорошо взболтать, поставить в тёмное место. Ежедневно взбалтывать, настаивать 10-14 дней. Затем масло процедить, хранить в тёмном месте.

    2. Масло дягиля
    Корни дягиля измельчить и готовить так же как мятное масло в пропорции 1:5.

    3. Масло из корней одуванчика
    Готовится аналогично предыдущему.

    4. Семитравное масло
    Состав: корни дягиля, корни одуванчика, корни лопуха, корни лабазника, корни девясила, корни окопника, корни сабельника. Дубильные вещества, которые содержаться в корнях, переходят в масло, и при пропитке дерева, укрепляют его поверхностный слой, что является хорошей подготовкой к полировке.

    Пропорции ингредиентов этого масла я держу в секрете, готовится оно, как и все остальные. Если у вас возникнет желание приготовить такое масло, я могу выслать этот семитравный сбор с подробными инструкциями.

    Мастики

    На основе масел, можно готовить восковые мастики.

    заделка трещин
    Для этого воск с маслом нужно нагреть на водяной бане в стеклянной посуде, дождаться полного растворения воска, разлить в стеклянную ёмкость с широким горлом, остудить.

    Пропорции масла к воску могут быть такими: 2 части масла — 1 часть воска, 3 части масла — 1 часть воска, 4 части масла — 1 часть воска.

    В зависимости от количества масла и воска, получается твёрдая или мягкая мастика, с такой мастикой работать гораздо проще чем с воском.

    Для твёрдых пород дерева можно использовать мягкие мастики, для мягких — более твёрдые.

    Вот пошаговый пример обработки липовой ложки:

    1. Пропитываю липовую ложку маслом дягиля
    2. Просушиваю
    3. Вышкуриваю ещё раз мелкой наждачной бумагой
    4. Опять пропитываю маслом и высушиваю
    5. Если требуется, ещё раз вышкуриваю
    6. Пропитываю маслом ещё раз
    7. Полирую войлоком, используя твёрдую восковую мастику,
    приготовленную на масле дягиля

    Так как на каждое изделие у меня уходит много времени, я привыкаю к нему, ведь постоянно в руках. Дерево начинает откликаться. Сложно это объяснить, эмоционально чувствую себя очень комфортно. И, в зависимости от тех ощущений, которые приходят во время работы, я для каждой вещи использую то или иное масло или мастику.

    Например, мятное масло имеет тонкий приятный аромат, и это масло я использую для первой пропитки липы, осины, или ольхи. Эти породы дерева очень хорошо впитывают мятное масло, и после просушки, вышкуривать мелкие шероховатости и сколы гораздо легче.

    Нюансов, которыми я руководствуюсь при подборе масла или мастики, очень много. Пока вы сами не попробуете различные способы, вы не узнаете, какой получается эффект.

    Масло дягиля укрепляет поверхностный слой, и его я использую, когда попадается «бархатное» дерево. Сколько его ни ошкуривай, всё равно верхний слой «мохрится».

    Вот сейчас передо мной лежит липовая ложка, которая дожидается полировки. Я её уже несколько раз пропитал мятным маслом и несколько раз вышкурил. Специально для этой ложки сварил мастику из мятного масла с добавлением корней лабазника и калгана. Почему я сделал именно так, а не иначе, сказать сложно, это на уровне ощущений. Тут связано с энергетикой самой ложки. Хотя, подозреваю, что для многих, словосочетание «энергетика ложки», не имеет никакого смысла.

    Тем не менее, я думаю и поступаю так, а не иначе. И судя по отзывам тех людей, кому попадают мои работы, в том, что я делаю, есть какое-то рациональное зерно.

    Пропитка семитравном маслом даёт очень сильную энергетику резным изделиям. Его я использую, когда сама форма пластики и порода дерева требует этого. Опять же, как «требует», это уже на уровне ощущений. К тому же, аромат этого масла благотворно влияет на здоровье.

    Пропитка маслами и обработка мастикой на маслах, придают дереву более насыщенные цвет, подчёркивают волокна, визуально делают вещи более объёмными. Светлые породы: берёза, липа, осина — приобретают золотистые оттенки. А тёмные: дуб, красное дерево, сирень — смотрятся ещё благороднее.

    Воск для мастик я покупаю непосредственно у пчеловодов. Очень часто специально не до конца очищенное от мертвых пчёл и прополиса и мёда. Когда варишь мастику на таком воске, проявляется ещё один ароматный медовый оттенок. К тому же, небольшое количество прополиса тоже укрепляет поверхность дерева.

    Если мне нужно очень хорошо укрепить поверхностный слой, при варке мастики я добавляю вишневую или сливовую камедь, которую собираю летом в саду. Ещё можно добавить старую еловую вываренную живицу. Такая живица в твёрдом виде встречается на стволах старых елей в форме каплевидных наплывов. Она не прилипает к рукам и довольно крепкая.

    Впрочем, я живицу не вывариваю, а пережёвываю. Правда, не каждому понравится горький вкус еловой живицы. Для меня же это не представляет никаких проблем, и во время лесных вылазок я заготавливаю таким образом несколько десятков грамм твёрдой живицы.

    Прежде чем добавить живицу в горячую мастику, нужно измельчить её в порошок и добавлять в разогретое масло небольшими порциями и дожидаться полного растворения. После растворения живицы можно добавлять воск. Обычно, на 100 г масла я добавляю не более 10-15 г живицы.

    На самом деле, рецептов различных масел и мастик у меня гораздо больше, чем я тут описал, в год разрабатываю ещё 2-3 рецепта. Если вам интересно, экспериментируйте, правда, для этого нужно изучать растения.

    Интернет-журнал Резьба по дереву
    http://www.rezbaderevo.ru
    29.11.2006

    Сергей Апполонов (Травовед)
    Е-mail travoved@narod.ru

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.

Комментирование запрещено